Елена Чижова - современная писательница из Санкт-Петербурга, автор пяти романов.
Два ее романа - "Лавра" и "Преступница" - вошли в шорт-лист премии "Русский Букер", последний - "Время женщин" - был удостоен этой престижнейшей из наград в 2009 году.
Два ее романа - "Лавра" и "Преступница" - вошли в шорт-лист премии "Русский Букер", последний - "Время женщин" - был удостоен этой престижнейшей из наград в 2009 году.
Роман «Терракотовая старуха» – попытка осмыслить 1990-е. У Чижовой они не просто лихие, они - страшные.
Героине Татьяне Андреевне, преподавательнице вуза, нечем кормить маленькую дочь. На зарплату в 500 рублей можно купить три килограмма мяса.
«Я помню то утро. Всегда буду помнить. В первый раз мне было так страшно. В кошельке осталось двести рублей. В пересчете на новую жизнь – две бутылки воды. Их продают в ларьках: импортные, двухлитровые. Зарплату снова задерживали. Напрягая чугунную голову, я пыталась найти выход: что-нибудь продать? Или убить. Например, соседскую старуху. Чем я хуже Раскольникова?»
И вдруг совершенно неожиданно ей предлагает работу «новый русский», по прозвищу Фридрих. Он - бывший архитектор, а теперь предприниматель, решивший заняться мебельным бизнесом.
Бизнес 90-х годов – это борьба за выживание, за место под солнцем, где все средства хороши.
«Если действовать строго по правилам, производство проще остановить».
Главная героиня романа стала «правой рукой» Фридриха. Хотя она никогда не занималась бизнесом, но филологическое образование помогает ей налаживать контакты и вести переговоры с самыми разными людьми, вращающимися в этой сфере: и с таможенниками, и финскими бизнесменами. Приходится принимать и правила игры этого криминального бизнеса: участвовать во всех махинациях, выискивать лазейки в налоговом законодательстве, подделывать печати и т.д. Но есть черта, за которую она не может перейти – это жестокость и убийство. Ее интеллигентность и порядочность не позволяют ей быть свидетельницей расправ над неугодными людьми. Она предпочитает высокооплачиваемой работе скромную жизнь репетитора, подготавливает детей из богатых семей к ЕГЭ.
Героиню постоянно мучают вопросы: кто она «лузер» или «виннер», кем быть лучше – волком или овцой? Не захотев стать волком, когда бизнес того потребовал, героиня выбирает быть овцой. Она ощущает себя беременной терракотовой старухой из Эрмитажа. У Елены Чижовой терракотовая старуха становится символом советской эпохи.
"В зеркале мое отражение. Никого, кто встал бы у меня за плечом. Единственное, что мне осталось - рудимент. Копчик. Пережиток хвоста, который нужен, чтобы сохранить равновесие. Терракотовая старуха хохочет, разевая рот."
Роман «Терракотовая старуха» совсем не для развлекательного чтения, и хотя написан красивым литературным языком, очень сложен для восприятия. Во-первых, автор постоянно перемещается из одного времени в другое. Героиня существует то в настоящем, то в прошлом, то витает в своих фантазиях. Во-вторых, главная героиня Татьяна очень любит вести беседы с воображаемыми оппонентами: то со следователями (плохим и добрым), представляя себе, что она на заседании суда, то с подругой, с которой она давно не общается, то с Фридрихом, которого не видела уже много лет и т.д. В-третьих, в романе переизбыток философских дискуссий на самые разные темы. И, в-четвертых, очень много умных разговоров, но мало действия, развития сюжета.
Я посоветовала бы прочитать это произведение в первую очередь филологам, т.к. книга о них, и больше понятна будет им, потому что такое обилие цитат и ссылок на героев классических произведений я увидела впервые. Но может быть, книга заинтересует и тех, кто задумывался о судьбе интеллигенции, о ее значении в непростой истории нашей страны. Вообще, книга заставляет думать, размышлять, а это тоже важно.
Героине Татьяне Андреевне, преподавательнице вуза, нечем кормить маленькую дочь. На зарплату в 500 рублей можно купить три килограмма мяса.
«Я помню то утро. Всегда буду помнить. В первый раз мне было так страшно. В кошельке осталось двести рублей. В пересчете на новую жизнь – две бутылки воды. Их продают в ларьках: импортные, двухлитровые. Зарплату снова задерживали. Напрягая чугунную голову, я пыталась найти выход: что-нибудь продать? Или убить. Например, соседскую старуху. Чем я хуже Раскольникова?»
И вдруг совершенно неожиданно ей предлагает работу «новый русский», по прозвищу Фридрих. Он - бывший архитектор, а теперь предприниматель, решивший заняться мебельным бизнесом.
Бизнес 90-х годов – это борьба за выживание, за место под солнцем, где все средства хороши.
«Если действовать строго по правилам, производство проще остановить».
Главная героиня романа стала «правой рукой» Фридриха. Хотя она никогда не занималась бизнесом, но филологическое образование помогает ей налаживать контакты и вести переговоры с самыми разными людьми, вращающимися в этой сфере: и с таможенниками, и финскими бизнесменами. Приходится принимать и правила игры этого криминального бизнеса: участвовать во всех махинациях, выискивать лазейки в налоговом законодательстве, подделывать печати и т.д. Но есть черта, за которую она не может перейти – это жестокость и убийство. Ее интеллигентность и порядочность не позволяют ей быть свидетельницей расправ над неугодными людьми. Она предпочитает высокооплачиваемой работе скромную жизнь репетитора, подготавливает детей из богатых семей к ЕГЭ.
Героиню постоянно мучают вопросы: кто она «лузер» или «виннер», кем быть лучше – волком или овцой? Не захотев стать волком, когда бизнес того потребовал, героиня выбирает быть овцой. Она ощущает себя беременной терракотовой старухой из Эрмитажа. У Елены Чижовой терракотовая старуха становится символом советской эпохи.
"В зеркале мое отражение. Никого, кто встал бы у меня за плечом. Единственное, что мне осталось - рудимент. Копчик. Пережиток хвоста, который нужен, чтобы сохранить равновесие. Терракотовая старуха хохочет, разевая рот."
Роман «Терракотовая старуха» совсем не для развлекательного чтения, и хотя написан красивым литературным языком, очень сложен для восприятия. Во-первых, автор постоянно перемещается из одного времени в другое. Героиня существует то в настоящем, то в прошлом, то витает в своих фантазиях. Во-вторых, главная героиня Татьяна очень любит вести беседы с воображаемыми оппонентами: то со следователями (плохим и добрым), представляя себе, что она на заседании суда, то с подругой, с которой она давно не общается, то с Фридрихом, которого не видела уже много лет и т.д. В-третьих, в романе переизбыток философских дискуссий на самые разные темы. И, в-четвертых, очень много умных разговоров, но мало действия, развития сюжета.
Я посоветовала бы прочитать это произведение в первую очередь филологам, т.к. книга о них, и больше понятна будет им, потому что такое обилие цитат и ссылок на героев классических произведений я увидела впервые. Но может быть, книга заинтересует и тех, кто задумывался о судьбе интеллигенции, о ее значении в непростой истории нашей страны. Вообще, книга заставляет думать, размышлять, а это тоже важно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий