вторник, 12 июля 2016 г.

"Душу свою несу людям" - юбилейный вечер Тимира Федорова.

2 июля в Центральной городской библиотеке состоялось празднование 85-летнего юбилея Тимира Николаевича Федорова, человека удивительно талантливого, разностороннего, творческого. Тимир Николаевич известен в нашем городе как поэт, писатель, художник и переводчик. Им написано более 10 книг, которые заняли достойное место в библиотеках города, нарисовано свыше 130 картин, семь из которых подарены Городскому краеведческому музею В.Н.Плотникова. Тимир Николаевич Федоров является членом Союза творческих работников Березовского,  членом Союза литераторов Кузбасса.

За большой личный вклад в развитие культуры города Берёзовского, Кузбасса ему присвоено звание «Лауреат премии Кузбасса», он был награждён «Знаком за заслуги перед городом».

В фойе библиотеки была организована мини-выставка лучших его картин, отобранных самим юбиляром, и книжная выставка «Един в трех лицах: поэт, писатель, переводчик Тимир Федоров». Тимир Николаевич получил множество поздравлений, подарков, сюрпризов.

В своей речи он признался, что, несмотря на свой солидный возраст, он продолжает плодотворно работать, и у него множество замыслов и идей.













воскресенье, 10 июля 2016 г.

Михаил Веллер "Бомж"

Михаил Веллер — один из самых популярных русских писателей, живет в Эстонии.
Его книги наверняка известны широкому кругу читателей: «Хочу быть дворником", "Приключения майора Звягина", "Легенды Невского проспекта", «Махно» и т.д. Он один из самых издаваемых некоммерческих писателей, книги которого неизменно становятся бестселлерами на протяжении многих лет.
Михаил Веллер не только писатель, но и философ, создавший свою собственную философию «энергоэволюционизма». Он  активно участвует в политических дебатах, ведет авторские передачи на радио, читает лекции по современной русской прозе в университетах Милана, Иерусалима, Копенгагена. Это человек с очень активной жизненной позицией, которая находит отражение в его произведениях. Безусловно, многие его суждения и взгляды спорны, но тем и интересны.

Было бы наивно считать, что роман «Бомж» Веллер написал, чтобы показать жизнь бездомных. Это роман не об «униженных и оскорбленных», а скорее политическая сатира на современное общество.
Главный герой произведения – бомж по кличке Пирамида, когда-то был успешным финансистом, но бизнес его потерпел крах, и он оказался на самом дне. Вокруг него – такие же несчастные и обездоленные, как и он сам.
Видя опустившихся, спившихся людей, мне как-то и в голову не приходило размышлять об их чувствах, переживаниях, мечтах. Но ведь они – тоже люди. Кто-то стал бомжем уже с рождения, как Алена – наследственная помойщица. Она родилась от матери-бомжихи, такой стала и сама. Другой жизни она не видела и не знает. Но есть среди бомжей и люди, которые раньше были преуспевающими людьми, и в силу обстоятельств  скатились на дно.
Веллер устами главного героя Пирамиды и его сотоварищей высказывает свои собственные мысли и взгляды на политико-экономическую ситуацию в России:
«Все в этой стране бомжи! Все! Ни у кого ничего нет – и даже души нет! … любого можно на улицу выкинуть! С работы, из дома, отовсюду! По жизни голодранцы, в душе голодранцы, и мозги у них голодранцев! … У них психология бомжей: урвал кусок, прожил день, свалил в нору потеплее – вот и вся жизнь».
Сказано жестко, резко, порой со злобой, но таков Веллер.
  «Превратить людей в бомжей просто — надо лишить их родины».
Правда, бомжи у него чересчур умные, прямо интеллектуалы, особенно Белинский, Седой. Их хлебом не корми, дай пофилософствовать да  порассуждать на всякие политические темы, о русской духовности, и прочем.
«Это у вас от духовности олигархи все бабло таранят за границу, а на родине хрен школу построят!? Это от духовности русский суд никогда никого не оправдывает? Это от духовности врачи и учителя нищие? Это от духовности позорище лицемерное вместо выборов? Это от духовности наши старики вешаются больше, чем везде?»
Такое ощущение, что это не бомж говорит, а сам Веллер стоит за трибуной и обличает существующий строй. В былые времена такие речи признали бы антисоветскими, и их автору дорого бы обошлись.
Самое печальное, что впереди мы не видим никакого просвета:
 «…не будет в жизни никаких изменений. Сидели мы в заднице и будем сидеть. А они воровали миллиарды и будут воровать. А великая страна стала сырьевым придатком -  и будет им».
Несомненно, книга будет интересна людям, увлекающимся политикой, любящим подискутировать, и, конечно же,  почитателям творчества Михаила Веллера.

четверг, 7 июля 2016 г.

Сергей Довлатов "Зона. Записки надзирателя"


Сергей Довлатов - один из самых популярных и читаемых современных писателей как у нас в стране, так и за рубежом. 
Лучшая биография Довлатова написана им самим:

"Я родился в не очень-то дружной семье. Посредственно учился в школе. Был отчислен из университета. Служил три года в лагерной охране. Писал рассказы, которые не мог опубликовать. Был вынужден покинуть родину. В Америке я так и не стал богатым или преуспевающим человеком. Мои дети неохотно говорят по-русски. Я неохотно говорю по-английски. В моем родном Ленинграде построили дамбу. В моем любимом Таллине происходит непонятно что. Жизнь коротка. Человек одинок. Надеюсь, все это достаточно грустно, чтобы я мог продолжать заниматься литературой…"

Среди читающей публики вряд ли найдётся кто-то, кому незнакомо это имя. Но я, стыдно признаться, познакомилась с его творчеством совсем недавно. В школе мы этого писателя не проходили, потому что его прозу начали печатать лишь в 1989-м. А по-настоящему заслуженная слава пришла к писателю только после его смерти.

В 1995 году в родном городе Довлатова Санкт-Петербурге учредили литературную премию его имени. Присуждают ее либо петербургскому литератору за лучший рассказ, либо за лучший рассказ, который был напечатан в Санкт-Петербурге. 


"...именно "Зону" мне следовало написать ранее всего остального. Ведь с этого началось мое злополучное писательство".

Мое знакомство с творчеством Сергея Довлатова началось именно с этой книги – «Зона: Записки надзирателя». Эта повесть, как большинство его произведений, автобиографична. После отчисления из Ленинградского государственного университета, Сергей Довлатов служил в армии, в системе охраны исправительно-трудовых лагерей на севере Коми АССР. По воспоминаниям И. Бродского, Довлатов вернулся из армии «как Толстой из Крыма, со свитком рассказов и некоторой ошеломлённостью во взгляде».

Эти рассказы и легли в основу будущей книги, которую он писал на протяжении многих лет, публикуя отдельные рассказы, но полностью они были собраны в повесть лишь в 1982 году.

«Лагерная тема исчерпана. Бесконечные тюремные мемуары надоели читателю. После Солженицына тема должна быть закрыта…», - это доводы издателей, которые не хотели печатать повесть. Но такие мысли были и у меня, когда я взяла в руки эту книгу. Казалось, что может быть интересного в данной теме? Жестокость, насилие, произвол?

По словам автора, лагерную жизнь можно изобразить двумя способами. В первом случае, каторжник – это страдалец, заслуживающий жалости, а охранник – монстр и злодей. Во втором случае, все наоборот: каторжник – чудовище, исчадие ада, а полицейский – герой и моралист. Но Довлатов выбирает свой, третий путь:

«Я обнаружил поразительное сходство между лагерем и волей. Между заключенными и надзирателями. Мы говорили на одном приблатненном языке. Распевали одинаковые сентиментальные песни. Претерпевали одни и те же лишения. Мы даже выглядели одинаково. Мы были похожи и даже – взаимозаменяемы. Почти любой заключенный годился на роль охранника. Почти любой надзиратель заслуживал тюрьмы».
Что привлекло меня в довлатовской подаче этой темы, что мы не увидим всего ужаса и грязи тюремной жизни, не это для него главное. Главное - показать сложные, порой непонятные, а иногда и страшные судьбы людей.

«Я решил пренебречь самыми дикими, кровавыми и чудовищными эпизодами лагерной жизни. Я пишу не о тюрьме и зеках. Мне хотелось бы написать о жизни и людях».

********************************************************** 

" Я был ошеломлен глубиной и разнообразием жизни. Я увидел, как низко может пасть человек и как высоко он может парить. Впервые я понял, что такое свобода, жестокость, насилие. Я увидел свободу за решеткой. Жестокость, бессмысленную, как поэзия. Насилие, обыденное, как сырость".
В повести много ярких персонажей, таких как: рецидивист Гурин, вор в законе Купцов, бывший пилот Мищук, в описании которых мы не видим ненависти, осуждения. Они показаны нам, как обычные люди со своими слабостями, своими понятиями о чести и достоинстве.

Сергей Довлатов высказывает мысль, которая мне очень импонирует - нет людей добрых и злых. Все зависит от обстоятельств. Один и тот же человек может быть и трусом, и героем, в зависимости от ситуации.

«Одни и те же люди выказывают равную способность к злодеянию и добродетели. Какого-нибудь рецидивиста я легко мог представить себе героем войны…

Человек способен на все – дурное и хорошее. Мне грустно, что это так».

****************************************

«Мы без конца проклинаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить — кто написал четыре миллиона доносов? (Эта цифра фигурировала в закрытых партийных документах.) Дзержинский? Ежов? Абакумов с Ягодой? Ничего подобного. Их написали простые советские люди. Означает ли это, что русские — нация доносчиков и стукачей? Ни в коем случае. Просто сказались тенденции исторического момента».
********************************************
Одна из главных мыслей, высказанных автором:

«По Солженицыну лагерь - ад. Я же думаю, что ад - это мы сами...»

И он прав. Дело не в зоне, тяжелой работе или окружающих нас людях, мы сами создаем ад для себя.
Вообще Сергей Довлатов настолько умный и мудрый человек, что хочется его цитировать и цитировать. Недаром его произведения по цитированию сравнивают с произведением «Двенадцать стульев».

Нельзя не отметить неповторимый авторский литературный стиль, о котором очень точно сказал писатель Фазиль Искандер:

«Сергей Довлатов выработал свой почерк, который никогда не спутаешь ни с чьим. Он пишет просто и целомудренно. Кажется, нельзя придумать фразы, которая была бы проще той, что создает он. Только движение души достойно слова, только это стоит делать искусством».

Читая Довлатова, получаешь истинное удовольствие и от тонкого авторского юмора, и от простого, понятного литературного языка, человеческой мудрости. Жаль, что я не познакомилась с этим автором раньше.