понедельник, 22 июня 2015 г.

Иэн Макьюэн "Черные псы"

Иэн Макьюэн – один из самых известных современных британских писателей, его книги семь раз номинировались на премию Букер. Он - лауреат Премии Сомерсета Моэма (1976), Букеровской премии (1998), Иерусалимской премии за свободу индивида в обществе (2011).
Роман «Черные псы» был написан в 1992г. и не так популярен, как другие произведения автора, такие как «Амстердам» и «Искупление». Книга привлекла мое внимание тем, что на обложке было написано – «интеллектуальный бестселлер читает весь мир». Если роман читает весь мир, то я просто обязана его прочитать, тем более, что и название «Черные псы» тоже вносят какую-то интригу.
Образ черных псов проходит через все произведение, этот образ окутан тайной, и до последнего не понимаешь, что это – вымысел, плод богатого воображения, или они существовали на самом деле. Только в самом конце романа раскрывается эта страшная история черных псов.
Хотя книга написана очень легким, живым языком, но сам сюжет показался мне скучноватым, не зацепил. Читала только потому, что не люблю бросать книгу недочитанной.
Очень трогательной показалась история жизни главного героя Джереми, который в детстве потерял родителей и пытался компенсировать эту потерю за счет общения с родителями своих друзей. Благодаря этому общению, он многому у них научился: играть в теннис, овладел скорописью, французским и латинским языками и т.д.
Он недоумевал, почему его друзья не ценят своих родителей, пренебрегают их заботой, советами, которых ему самому так не достает в жизни.
«Окажись любая из этих пар моими родителями, мне, я уверен, больше не о чем было бы и мечтать».
 Настоящими родителями для него стали родители его жены – Джун и Бернард. Большая часть повествования как раз и посвящена этим необычным людям, т.к  Джереми решил написать о них книгу мемуаров.
В молодости они соединились по большой любви, но оказалось, что они настолько разные и по характеру,  и  по взглядам на жизнь,  на многие вещи, что просто не смогли переступить через эти разногласия. Они  стали жить отдельно,  не переставая любить друг друга. И это, конечно, страшно, когда любящие люди не могут быть вместе из-за своей гордыни, упрямства, нетерпимости.
«Бернард считает меня тупой оккультисткой, а я его – комиссаром с рыбьими глазами, который расстрелял бы нас всех, если бы такую цену нужно было бы заплатить за построение Царствия Небесного на  земле, - вот тебе  история нашей семьи… На самом деле мы любим друг друга, и никогда не прекращали. Мы друг другом просто одержимы. И ничего путного с этим сделать не смогли. Проворонили жизнь. И от любви отказаться были не в силах, и смириться перед ее властью не захотели … Я так и не смогла научиться говорить с Бернардом и быть с ним».
Бернард – это воплощение рационализма, расчетливости, а Джун – верит в мистику, занимается духовным ростом. Это два мировоззрения, два типа людей, которых мы видим и в реальной жизни.
Сильное впечатление на меня произвела сцена в кафе, которую случайно наблюдает главный герой Джереми.  Просто все внутри переворачивается, когда читаешь, как отец одного семейства просто по-садистски относится к своему маленькому сыну. Чувствуешь облегчение, когда этот нелюдь получает по заслугам.
Вообще,   для чтения этой книги нужен определенный настрой, читать ее надо вдумчиво, неторопливо, чтобы воспринять все, что пытается донести автор, потому как роман далеко непростой.
 В заключении хотелось бы привести цитату из романа:
«Человеческая природа, человеческое сердце, сознание – называй как хочешь – в конечном счете это единственное, над чем имеет смысл работать.  Она должна развиваться и расширяться, иначе сумма наших несчастий никогда не пойдет на убыль.  Без революции во внутреннем мире, сколь угодно долгой, все наши гигантские планы не имеют никакого смысла. Если мы хотим  когда-нибудь жить в мире друг с другом, работать нужно над собой».
По-моему, замечательная мысль.

суббота, 13 июня 2015 г.

Всеволод Остен "Встань над болью своей"

Всеволод Остен

Читать о войне всегда тяжело, а о концлагерях – тяжелее вдвойне, тем более, когда автор – непосредственный участник описываемых событий.
Повесть «Встань над болью своей» написана бывшим узником концлагеря Маутхаузен – Всеволодом Остеном. Это автобиографическая повесть, основанная на реальных событиях.

После окончания школы в 1940г., Всеволод поступает в Военно-инженерное училище.
В 1941 году он был направлен на Юго-Западный фронт командиром саперного взвода, сражается в Запорожье. Получив ранение, В. Остен оказался в окружении, но сумел из него выйти и присоединиться к партизанскому отряду, действовавшему в Запорожье.
В 1942 году был схвачен немцами при облаве и угнан в Германию.


«Поскольку при мне не было оружия, гитлеровцы присоединили меня к большой группе украинской молодежи, которую угоняли в Германию. С июня по конец июля 1942 года я работал в имении Гаурид (округ Вертинген, Бавария), после чего бежал. На швейцарской границе был задержан и осужден к 20 годам каторжной тюрьмы. До декабря 1942 года содержался в тюрьмах Ладсберг, Мюнхен-Штадель-Хельм, а затем был переведен в концлагерь СС Маутхаузен».

  
Дорога из концлагеря была одна – в крематорий. Необходимо было выжить в этом аду. Недаром в качестве эпиграфов приводятся следующие изречения:

«Здесь нужно, чтоб душа была тверда,

Здесь страх не должен подавать совета».

Данте


«Никогда не говори: «Все кончено!»

Г. А. Лопатин


Приходилось постоянно ходить по лезвию бритвы, каждый день мог оказаться последним.

«Каждый мой день начинался со смертельной усталости. Болело сплошь покрытое ссадинами и синяками тело. Стыли отмороженные на руках и ногах пальцы. Ныл вечно пустой желудок, хрипели с надсадным свистом простуженные легкие, раскалывалась голова… 

«Встань и иди! – говорил я себе. 
И начинался новый лагерный день…»

Пройти сквозь ужасы одного из крупнейших фашистских концлагерей и остаться в живых – что это? Везение? Счастливая судьба? А может быть – сила духа, выносливость, несгибаемость, а где-то и хитрость, изобретательность, изворотливость. Наверное, и первое, и второе, и третье. Главное, что он не потерял человеческого достоинства, сумел сохранить такие качества, как сострадание, человечность, порядочность, не превратился в животное.

Поражает, что каждый день, видя десятки смертей и зная, что все они обречены, он не допускает мысли о собственной смерти, он верит в жизнь, верит в освобождение.

В этой книге автор приводит немало примеров того, как узники концлагеря, несмотря ни на что, в нечеловеческих условиях, продолжали оставаться людьми: это бывшие летчики-истребители Лешка и Жан, инженер Петров, закройщик Шимон Черкавский и др.

Люди разных национальностей объединялись, чтобы помогать друг другу по мере возможности, а в каких-то случаях даже спасать от смерти.

В конце повести автор пишет:

«Если я хоть в какой-то степени сумел пробудить в читателе ненависть к фашизму, я буду считать свою задачу выполненной».

Жаль, что эта повесть не входит в школьную программу, да и вообще малоизвестна, хотя достойна прочтения.