Евгений Водолазкин – писатель, доктор филологических наук, специалист по древнерусской литературе.
Наверное, среди любителей чтения, мало тех, кто не читал его роман «Лавр», потому что он получил высокие оценки критиков, и в 2013 году стал лауреатом сразу двух книжных премий: «Ясная поляна» и «Большая книга».
Как только появилась возможность, я тоже решила познакомиться с этим удивительным произведением, по поводу которого столько прямо противоположных мнений.
События в романе разворачиваются в средневековой Руси, что уже вызвало у меня интерес, давно не читала подобной литературы. Да и многое в этом романе необычно.
Так, например, главы романа обозначены древнерусскими буквами, имеющими числовое значение, а повествование начинается не с привычного для нас предисловия, а с пролегомены.
Главный герой произведения тоже непрост, у него «в разное время было четыре имени. В этом можно усматривать преимущество, поскольку жизнь человека неоднородна. Порой случается, что ее части имеют между собой мало общего. Настолько мало, что может показаться, будто прожиты они разными людьми».
Поскольку у него четыре имени, то и проживает он четыре разные жизни, описанные в четырех книгах романа:
“Книга познания”, “Книга отречения”, “Книга пути” и “Книга покоя”. Каждая из книг – это главные вехи в жизни главного героя, который прошел сложный, тернистый путь, полный испытаний, лишений, борьбы с собой. Это путь самоотречения, самопожертвования, доброты, любви к людям, ко всему живому.
Арсений-Устин-Амвросий-Лавр - это собирательный образ русского святого, юродивого.
При чтении романа испытываешь двойственное чувство. С одной стороны, очень нравится необычный стиль автора, использование церковно-славянского языка, описание быта средневековых поселений, одежды, обычаев.
А с другой стороны, не успеваешь проникнуться этой атмосферой, погрузиться в то время, как вдруг автор неожиданно возвращает тебя в современность, благодаря таким перлам героев, как: «Ты кто? Х.. в пальто», «…линяйте отсюда, вертихвостки», «молодой интеллигентный человек с широким кругом интересов», «тет-а-тет» и т.д.
Или возникает недоумение, откуда в средневековом лесу валяются пластиковые бутылки. Уже после прочтения книги, я узнала, что это своеобразный авторский прием. Евгений Водолазкин показывает какая тонкая грань между столетиями, и что времени как такового не существует, это абстракция. Всё происходит только в нашем сознании. Поэтому герои романа видят прошлое, предсказывают будущее, слышат друг друга на расстоянии, говорят порою современным языком вперемешку со старославянским.
В этом необычность, новаторство писателя.
Еще одно своеобразие текста – отсутствие знаков препинания в прямой речи. Это не мешает, но непривычно для восприятия.
Роман «Лавр» заставляет задуматься о многих вещах, он – о Боге, о любви, о вере, о духовности.
"Много раз я сожалел о словах, которые произносили уста мои, но о молчании я не жалел никогда".
«Всякая встреча больше ведь, чем расставание. До встречи – пустота, ничто, а после расставания пустоты уже не бывает. Встретившись однажды, полностью расстаться невозможно. Человек остается в памяти как ее, памяти, часть. Эту часть создал он, и она живет и иногда входит в соприкосновение со своим создателем. Иначе отчего же мы чувствуем дорогих людей на расстоянии?»
«По воде способен идти лишь тот, кто не боится утонуть».
«Можно умереть, будучи еще живым».
«Жизнь состоит из расставаний, сказал Арсений. Но помня об этом, полнее радуешься общению».
Хотя роман я прочитала с удовольствием, буквально на одном дыхании, но он очень непростой, не для широкого круга читателей. Скорее на любителя, для тех, кто любит необычные, с изюминкой, произведения.
Наверное, среди любителей чтения, мало тех, кто не читал его роман «Лавр», потому что он получил высокие оценки критиков, и в 2013 году стал лауреатом сразу двух книжных премий: «Ясная поляна» и «Большая книга».
Как только появилась возможность, я тоже решила познакомиться с этим удивительным произведением, по поводу которого столько прямо противоположных мнений.
События в романе разворачиваются в средневековой Руси, что уже вызвало у меня интерес, давно не читала подобной литературы. Да и многое в этом романе необычно.
Так, например, главы романа обозначены древнерусскими буквами, имеющими числовое значение, а повествование начинается не с привычного для нас предисловия, а с пролегомены.
Главный герой произведения тоже непрост, у него «в разное время было четыре имени. В этом можно усматривать преимущество, поскольку жизнь человека неоднородна. Порой случается, что ее части имеют между собой мало общего. Настолько мало, что может показаться, будто прожиты они разными людьми».
Поскольку у него четыре имени, то и проживает он четыре разные жизни, описанные в четырех книгах романа:
“Книга познания”, “Книга отречения”, “Книга пути” и “Книга покоя”. Каждая из книг – это главные вехи в жизни главного героя, который прошел сложный, тернистый путь, полный испытаний, лишений, борьбы с собой. Это путь самоотречения, самопожертвования, доброты, любви к людям, ко всему живому.
Арсений-Устин-Амвросий-Лавр - это собирательный образ русского святого, юродивого.
При чтении романа испытываешь двойственное чувство. С одной стороны, очень нравится необычный стиль автора, использование церковно-славянского языка, описание быта средневековых поселений, одежды, обычаев.
А с другой стороны, не успеваешь проникнуться этой атмосферой, погрузиться в то время, как вдруг автор неожиданно возвращает тебя в современность, благодаря таким перлам героев, как: «Ты кто? Х.. в пальто», «…линяйте отсюда, вертихвостки», «молодой интеллигентный человек с широким кругом интересов», «тет-а-тет» и т.д.
Или возникает недоумение, откуда в средневековом лесу валяются пластиковые бутылки. Уже после прочтения книги, я узнала, что это своеобразный авторский прием. Евгений Водолазкин показывает какая тонкая грань между столетиями, и что времени как такового не существует, это абстракция. Всё происходит только в нашем сознании. Поэтому герои романа видят прошлое, предсказывают будущее, слышат друг друга на расстоянии, говорят порою современным языком вперемешку со старославянским.
В этом необычность, новаторство писателя.
Еще одно своеобразие текста – отсутствие знаков препинания в прямой речи. Это не мешает, но непривычно для восприятия.
Роман «Лавр» заставляет задуматься о многих вещах, он – о Боге, о любви, о вере, о духовности.
"Много раз я сожалел о словах, которые произносили уста мои, но о молчании я не жалел никогда".
«Всякая встреча больше ведь, чем расставание. До встречи – пустота, ничто, а после расставания пустоты уже не бывает. Встретившись однажды, полностью расстаться невозможно. Человек остается в памяти как ее, памяти, часть. Эту часть создал он, и она живет и иногда входит в соприкосновение со своим создателем. Иначе отчего же мы чувствуем дорогих людей на расстоянии?»
«По воде способен идти лишь тот, кто не боится утонуть».
«Можно умереть, будучи еще живым».
«Жизнь состоит из расставаний, сказал Арсений. Но помня об этом, полнее радуешься общению».
Хотя роман я прочитала с удовольствием, буквально на одном дыхании, но он очень непростой, не для широкого круга читателей. Скорее на любителя, для тех, кто любит необычные, с изюминкой, произведения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий