Сложилось мнение, что Стивен Кинг – это «король
ужасов», автор мистических и фантастических романов. Но есть у него произведения, далекие
от жанра «хоррор», как, например,
роман, который я только что прочитала – «Долорес Клейборн». Это произведение скорее
можно назвать психологической драмой.
Весь роман – это речь-исповедь
главной героини Долорес на заседании суда, где она обвиняется в убийстве своей
хозяйки Веры Донован. Говоря о своей невиновности в совершении этого
преступления, она вдруг сознается в другом убийстве, совершенном 30 лет назад –
убийстве собственного мужа. Казалось бы, какая разница, ведь и то, и другое –
убийства? Но разница огромная. Долорес совершает убийство ради счастья своих
детей. Она не убийца по своей сути, но она вынуждена была это сделать, чтобы
спасти своих детей от отца-деспота, отца-ничтожества, который не давал детям ничего, а только губил их нравственно и
физически.
Убийство было единственным
выходом из той ситуации, которая сложилась в их семье.
Пожалуй, самое страшное в
романе – это описание самого убийства. Кинг до мельчайших подробностей
описывает подготовку главной героини к убийству, само преступление, до малейших
нюансов описывает психологическое состояние Долорес, ее мучения и терзания.
Она совершила убийство
ради детей, но это не сделало ее детей счастливее, да и ей не принесло
долгожданного спокойствия.
Повествование от первого
лица, т.е. от лица Долорес, помогает нам лучше вжиться в этот образ,
почувствовать себя в «ее шкуре», пропустить через себя все ее переживания,
чувства и мысли. Поэтому мы не можем ее
не оправдать.
«Все, что я сделала, я сделала из любви… любви родной матери к
своим детям. Это самая сильная любовь на свете и самая смертоносная. На земле
нет другой такой стервы, как мать, которая за своих детей боится».
Помимо главной героини,
неменьший интерес представляет ее хозяйка Вера Донован или «Поцелуй-Меня-в-Задницу»,
как ее называет Долорес. Это женщина с сильным и деспотичным характером,
который могла выдержать только Долорес
Клейборн. Очевидно, Вера увидела в своей компаньонке родственную душу, с таким
же волевым и сильным характером, как у нее. Они обе по натуре «стервы». В своих
поступках главная героиня часто руководствуется мнением Веры, именно она поселила
в Долорес мысль об убийстве.
«Мир и
жизнь иногда делают тебя стервой, не спрашиваясь».
«Иногда
женщина должна быть стервой, чтоб продержаться».
Это очень яркое и сильное
произведение, которое заставляет задуматься о многих вещах: о домашнем насилии и тирании, о
материнской любви и самопожертвовании, об отношении детей и родителей и т.д.
Очень советую прочитать!
Комментариев нет:
Отправить комментарий