суббота, 17 ноября 2018 г.

Евгений Водолазкин "Авиатор"


Евгений Водолазкин российский писатель, литературовед, доктор филологических наук, является одним из самых ярких открытий  в современной литературе. Его произведения переведены на многие иностранные языки.
Роман «Лавр»  стал  лауреатом сразу двух престижных литературных премий: "Ясная поляна" и "Большая книга". Написанный в  2015 году  роман «Авиатор», также имел громкий успех, получив литературную   премию «Большая книга». Он вошел в ряд лучших произведений современной прозы.
Роман «Авиатор» написан в форме дневниковых записей. Главный герой произведения – Иннокентий Платонов – однажды очнувшись в больнице, понимает с ужасом, что он ничего не помнит. Врач Гейгер предлагает ему вести дневник, в котором  бы он описывал все, что вспомнит и все события, которые с ним будут происходить. Постепенно, по крупицам, Иннокентий  восстанавливает события прошлого, как из пазлов собирает  картину своей жизни.
Этот роман можно одновременно назвать как фантастическим, так и историческим.
Элементом фантастики стал тот открывшийся читателю факт, что главный герой, оказывается, стал жертвой чудовищного эксперимента. В 20-е годы в Ленинграде существовала Лаборатория по замораживанию и регенерации «Лазарь», которую возглавлял академик Муромцев. Они  проводили  опыты на крысах, которые были довольно удачными. Но после отказа академика заморозить труп Дзержинского Ф., всю лабораторию отправили на Соловки.  Здесь они продолжили  проводить эксперименты на заключенных, в числе которых оказался Иннокентий, отправленный в Соловецкие лагеря за убийство соседа. Замороженный в начале ХХ века, он попадает в 90-годы, когда его размораживает Гейгер. Он смотрит на новое время глазами человека начала эпохи, и понимает, что он здесь чужой, ему нет места в современном мире, он просто «диковинка» для  прессы и телевидения. Настоящая его жизнь осталась в прошлом.
Через историю одного конкретно взятого человека,  Евгений Водолазкин описывает историю России. Вместе с воспоминаниями Платонова мы сначала переносимся в дореволюционную Россию, затем переживаем вместе с ним революционные события и репрессии, которые их сопровождали,  и самый страшный факт биографии главного героя – это его ссылку на  Соловки.
Автор романа считает, что главная тема произведения  - персональное сознание:
«Человек оказывается без воспоминаний и начинает их восстанавливать. Перед нами возникает очевидным образом следующая ситуация. Существуют две истории — личная, состоящая из небольших событий, и всемирная, или всеобщая, которая состоит из всяких могучих деяний, революций, переворотов, войн».
В дневниковых записях Платонова  описываются  не только исторические события, но и  запахи, звуки той эпохи: звон посуды на кухне, скрип кровати, хруст ветки под ногой, запах влажной земли после дождя, аромат цветов июльским вечером… По мнению Иннокентия, именно это гораздо важнее  знать, чтобы составить себе представление о том времени. История – это предметы, ощущения, люди. Все это надо обязательно записывать, чтобы «спасти их от забвения», «сохранить маленькую частицу этого мира».
Еще один важный вопрос, затронутый в романе -  может ли время служить оправданием для человека? Конечно, нет, на Страшном Суде каждый будет держать ответ за свою жизнь, за свою персональную историю.
Финал романа остается открытым, но очевидным. И от этой очевидности становится грустно. 
В книге много философских размышлений о жизни, обществе, морали:

 «Исторический взгляд делает всех заложниками великих общественных событий. Я же вижу дело иначе: ровно наоборот. Великие события растут в каждой отдельной личности. В особенности - великие потрясения. Все очень просто. В каждом человеке есть дерьмо. Когда твое дерьмо входит в резонанс с дерьмом других, начинаются революции, войны, фашизм, коммунизм... И этот резонанс не связан с уровнем жизни или формой правления».


«Лагерь – ад не столько из-за телесных мучений, сколько из-за расчеловечивания многих, туда попавших».


«- Я открыл, что человек превращается в скотину невероятно быстро».


«Трудно жить в постоянной ненависти, даже если она оправдана».

Роман никак не назовешь "легким чтивом", он требует внимательного, неторопливого, вдумчивого чтения. Не всем он может понравиться, но равнодушным вряд ли кого оставит. Я с удовольствием в свое время прочитала его «неисторический роман» - «Лавр», и с не меньшим удовольствием просто «проглотила» и «Авиатора». Уверена, что продолжу знакомство с этим полюбившемся мне автором.




2 комментария:

  1. Как-то я читала данный роман и он, к сожалению, никак не отозвался во мне, причём, это связано и со стилем, и в целом с сюжетом. Однако желание прочитать у этого автора что-то ещё не пропало.
    Спасибо за отзыв! :)

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за ваш отзыв! Да, согласна с вами, стиль автора тяжеловат для восприятия, особенно роман "Лавр". Если не читали - прочтите, интересная вещь.

    ОтветитьУдалить