воскресенье, 22 марта 2015 г.

Анна Гавальда "Я ее любил/ Я его любила"

Французскую писательницу Анну Гавальда я полюбила после прочтения ее романа «Просто вместе», но ее роман «Я ее любил /Я его любила» поразил меня еще больше. Это пронзительный роман о любви, о любви в прошедшем времени. Вся книга - это диалог двух людей: невестки и свекра, две точки зрения на развод: что это – трагедия или освобождение и путь к новой жизни. 
Хлоя, брошенная с двумя детьми, своим мужем, очень страдает от предательства близкого человека, жизнь потеряла для нее всякий смысл. В этот трудный момент жизни ее решил поддержать свекор, с которым она никогда близко не общалась. Он казался ей замкнутым, суровым, неразговорчивым и тяжелым человеком. Когда Пьер (так звали свекра) сказал ей, что может и к лучшему, что ее бросил муж, Хлоя была полна возмущения. И вдруг свекор начинает рассказывать ей историю своей любви, которая перевернула всю его жизнь, и он мог бы быть счастлив, если бы не чувство долга перед семьей, детьми.

«Работа, Семья, Родина – я был снова с вами. Во весь рост и с гордо поднятой головой! Я, конечно, был собой доволен…»

Что лучше – жить с нелюбимой женщиной, страдать от этого всю жизнь, но остаться в семье, с детьми, или купаться в любви с любимым человеком, воспитывать ребенка от любимой женщины, но сделать несчастной первую семью?

«В моей истории нет ровным счетом ничего невероятного. Это жизнь. Так живут почти все. Хитрят, изворачиваются, трусость – она как маленькая домашняя собачонка, которая вертится под ногами. Ее ласкают, дрессируют, к ней привязываются. Такова жизнь».

Я думаю, что однозначного ответа на этот вопрос нет, каждый выбирает для себя, что ему важнее: любовь, счастье или чувство долга.

«Счастье было у меня в руках, а я упустил его, чтобы не осложнять себе существование. А ведь все было так просто. Достаточно было протянуть руку. Все остальное так или иначе устроилось бы. Все всегда устраивается, когда ты счастлив».

Роман небольшой, его можно прочесть за пару часов, но в нем столько глубины, столько вопросов всплывает после его прочтения, столько мыслей, хочется просто сидеть и думать, думать, думать.

Как всегда привожу понравившиеся мне цитаты:

«Люди с нечистой совестью очень сильны по части поиска предлогов. Очень сильны».

«Люди суровые в душе, жесткие, непримиримые кидаются на эту жизнь и все время причиняют себе боль, тот же, кто мягок… нет, не то слово… кто гибок, податлив, меньше страдает от ударов судьбы…»

«Мужество быть откровенным с собой. Хоть раз в жизни. Противостоять себе. Только себе. Себе одному. «Право на ошибку» - простое выражение, но кто тебе скажет, есть ли оно у тебя? Кроме тебя самого?»

Комментариев нет:

Отправить комментарий